Логотип Галерея "ОкNо"
*   выставки и проекты
*   публикации
*   о галерее
*   ссылки
 

 
  

 © 2001-2022
  галерея "ОкNо"
  Челябинск, Россия

 
ВЫСТАВКИ И ПРОЕКТЫ

Рефат МАМУТОВ.
ЖИВОПИСЬ. ОБЪЕКТЫ

5 декабря 2001 - 4 января 2002

Дон Жуан. Вид сверху

"...ценность природных линий и форм заключается для нас в ценности жизни, которую они передают, ибо красота обнаруживается только благодаря нашему жизненному чувству, которое мы проецируем на них"

В. Воррингер

Не прибегая к фигуративному многословию, Рефат Мамутов в своих произведениях обобщает видимые формы реальности, обнаруживая первоэлементы художественной формы. Стремление к простоте и лапидарности форм, к смысловой насыщенности образа, свободного от случайных и второстепенных моментов -- характерные черты его творчества.

Не часть и не частность, а целое, существенное привлекает его в природе, хотя мотивы его произведений едва намекают на природный мир. Все, на что обращен взгляд художника, находит в его произведениях точную художественную аналогию, это -- своего рода пластические формулы, выраженные свободным и сильным языком живописи, в которых нельзя ничего не убрать, ни прибавить.

Постмодернистскому XX веку свойственна ретроспективная ревизия искусства: стоит вспомнить первую абстрактную картину А. Альфонса "Девушки под снегом" (1883 г.), представляющую собой чистую бумагу, прикрепленную к картонному планшету -- сегодня мы ее с полным правом назвали бы объектом.

Остро чувствуя диапазон современного языка изобразительной пластики, Рефат Мамутов обращается к технике ассамбляжа. Художник совмещает в художественном пространстве объекта обнаруженные в своей мастерской ксилографические печатные формы (подвергает их доработке -- расписывает масляной краской, выявляя уснувший образ) с так называемыми, "случайно найденными объектами", не имеющими реальной эстетической ценности, например, жестяной банкой из-под маслин в "Дон Жуане" или цепью, шестеренкой и металлическим абажуром от лампы в "В мастерской художника - 2".

Компонуя свои произведения из случайно попавшихся под руку ненужных предметов, художник превращает спонтанно возникший ансамбль в строгую структуру. Отвлеченные, беспредметные формы воздействует на зрителя своей материальной реальностью и уже одним различием текстур вызывает широкий круг ассоциаций. В объектах, как и в живописных произведениях, Р. Мамутов склоняется к минимальному, отсекая все частное. Исполненные в технике реди-мейда композиции из выброшенных, никому не нужных листов металла с узорами естественной ржавчины ("Железо") или банок и крышек из-под кофе ("9 и 3") объекты, помешенные в измененный контекст, утрачивают свои профанные функции. Объекты становятся для Р. Мамутова полем для интеллектуальной рефлексии.

Творчески ассимилируя богатейшее наследие прошлого, будучи отзывчиво чуток к поискам современного искусства, Рефат Мамутов органично переплавляет их в горниле собственного темперамента и вкуса.

Светлана ШЛЯПНИКОВА