|
Николай Панафидин
Николай Панафидин -- уникальный инженер-механик, своей деятельностью подтверждающий, что в основе всего лежит творческий импульс. Для него, кажется, нет невозможных вещей, которые он не смог бы сконструировать и сделать своими руками. Его профессиональная каждодневная практика -- разработка высокотехнологического оборудования для разных промышленных производств, и наряду с этим он может изготовить экспериментальный образец аортокоронарного клапана для диссертационной работы кардиолога областной больницы, создать мобильный реквизит к спектаклям Вячеслава Полунина и Виктора Плотникова, сделать из стеклографита шестиструнную гитару, по акустическим характеристикам приближающуюся к звучанию инструментов Страдивари. Но есть среда, где технический гений Николая Панафидина напрямую выходит в сферу искусства -- это создание кинетических объектов. Здесь механика и рациональность конструкций утрачивают сугубо практический смысл и служат воплощению художественных замыслов. Технология магнитной левитации позволяет Ангелу свободно парить в пространстве. В объекте "Идущий" сложно сбалансированное движение идущего человека в круге, отсылает нас к идее соотнесенности человека и Вселен-ной, пропорциональности тела "витрувианского человека" Леонардо да Винчи. "Черный куб" интерпретирует известное произведение Казимира Малевича, которое на новом временном витке трансформируется в 3D квадрат. Подвешенные в воздухе и движущиеся, кажется только от сцепления друг с другом, элементы объекта "Шароверт" лаконичностью геометрических форм близки стилистике композиций художников-конструктивистов. Есть в портфолио Н. Панафидина мобили с концептуальным содержанием: к примеру, "Световой инерциоид", визуализирующий сложное явление передачи импульсов внутри инерционных масс и гравитационных полей. То, что мы видим в этом объекте в физической реальности невозможно, поскольку свет не имеет массы, но в художественной реальности эта аналогия имеет право на существование. В формах и движении "Платоновской сферы" автор воплощает теорию античного учения о музыкально-математическом устройстве космоса / мира и одновременно создает автопортрет сложно утроенного, но бесконечно гармоничного человека -- художника, в широком смысле этого слова, Николая Панафидина. Светлана Шляпникова |