Логотип Галерея "ОкNо"
*   выставки и проекты
*   публикации
*   о галерее
*   ссылки
 

 
  

  © 2001-2022
  галерея "ОкNо"
  Челябинск, Россия

 
ВЫСТАВКИ И ПРОЕКТЫ

Екатерина Ашиткова (Москва), Елена Аносова (Иркутск),
Наталия Балута (Москва), Варвара Кузьмина (Владимир),
Сергей Потеряев (Екатеринбург), Джулияна Семенова (Якутск)
МИФОЛОГИКА
Фотография, видео, объекты, инсталляция
16 октября - 3 ноября 2017

Совместно с фотографическим музеем "Дом Метенкова" (Екатеринбург)

МИФОЛОГИКА

Миф все еще здесь.

Он не истлел, он не утонул в небытие. Его не вытеснили ни наука, возникшая как критика мифа, ни философия. Он не остался за кордоном архаического мышления -- завершенной фазой, пройденным этапом, стершейся с карты точкой.

Вряд ли можно назвать его истребимым и окончательно преодолеть. Наше отношение к мифу подобно принадлежности родной стране: покинуть ее можно, но вычеркнуть из себя не получится. Превозмочь же его, находясь внутри, еще труднее. В конце концов, в границах мифа спокойно и уютно, его не хочется покидать. Непонятное и скрытое он описывает более простыми и постижимыми средствами, разрушительный хаос превращает в созидательный космос.

Однако укоренение мифа в нашем сознании объясняется не только его упорядочивающим и гармонизирующим характером. Миф заключает в себе духовный и поведенческий генофонд общества. Он хранитель коллективной памяти, но не только. Миф - неисчерпаемый источник осмысления значимых событий. Он наполняет происходящее актуальным содержанием и вместе с тем выступает площадкой для экспериментального освоения жизни.

Миф -- это и поле познания целостной картины мира, и в то же время инструмент понимания локального ландшафта, к слову, столь не изученного и столь не отрефлексированного в российских условиях, где, выражаясь словами культуролога Владимира Каганского, стрелка компаса всегда показывает в сторону центра, а остальные направления второстепенны.

"Все на свете есть миф", -- писал философ Алексей Лосев. В религиозном контексте, в идеологическом и политическом дискурсе, внутри медиа, в пределах образовательной среды, в пространстве искусства -- проявление мифа обнаруживается повсюду.

Мы впускаем его в себя вместе с оберегами от мистического быка, несущего мрак холода на якутские земли, и через открытую заново собственную семью, живущую в отдаленном поселении, точно во временной капсуле. Мы иррационально покоряемся последнему большому советскому мифу космического первооткрывателя, чей земной путь был прерван в лесах средней полосы России, и вспоминаем чувство параноидального страха, разглядывая старые газетные вырезки о самолете-шпионе, сбитом над родным городом. В узорах узбекского хлопкового полотна и волнах песка мы видим миф ушедшего моря, оголившего пустыню. На грани яви и сна ищем мы несуществующие города.

Мы принимаем миф как привычную реальность и сами же выступаем его создателями или разрушителями.

Анастасия Богомолова